Здоровое питание школьника

Здоровое  питание школьника

Правильное питание является одним из важнейших условий гармоничного развития организма. С пищей человек получает большинство веществ, необходимых для роста и развития, пополнения энергии, затрачиваемой на умственную и физическую работу.

Школьный период, охватывающий возраст от 6 до 17 лет, характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с окончательным созреванием и формированием человека. К особенностям этого возрастного периода относится также значительное умственное напряжение учащихся в связи с ростом потока информации, усложнения школьных программ, сочетания занятий с дополнительными нагрузками (факультативные занятия, кружки, спортивные секции, домашнее задание).

Правильный режим питания является составной частью общего распорядка дня школьника. Он должен гармонично сочетаться с режимом занятий, труда и отдыха детей. Наиболее оптимальным режимом питания учащихся в течение дня считается четырехкратный прием пищи с интервалами между приемами  3,5-4 часа.

Питание должно быть максимально разнообразным. Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Такие продукты, как рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты в течение недели обязательно должны присутствовать 2—3 раза. Хлеб и хлебобулочные изделия желательно употреблять из муки грубого помола.

Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела, необходима консультация врача, так как в этом случае рацион питания ребенка должен быть скорректирован с учетом степени отклонения физического развития от нормы.

При приготовлении пищи дома рекомендуется  отдавать предпочтение блюдам, приготовленным на  пару, отварным и  запеченным кулинарным изделиям, а  не жареным и копченым. При приготовлении пищи следует использовать только йодированную соль, досаливая ею пищу после приготовления. Приобретая в магазинах готовые продукты питания для детей, необходимо изучить их ингредиентный состав. Не следует использовать для питания детей продукты питания, содержащие усилители вкуса и аромата, консерванты (бензойная и  сорбиновая кислота), искусственные вкусоароматические вещества. Необходимо исключить из питания жгучие и острые специи, уксус, майонез, кетчуп, а также ограничить употребления сахара и мучных кондитерских изделий, сладких, особенно газированных напитков. Из кондитерских изделий рекомендуется употреблять продукты, богатые пектиновыми веществами — зефир, мармелад, пастилу.

Очень важно, чтобы ребёнок получал в школе горячее питание, которое должно состоять из гарнира, мясного блюда, салата и напитка. Учащиеся, получающие в школе питание, меньше утомляются и легче справляются со школьной нагрузкой.

Помимо горячего обеда в школе многие учащиеся пользуются услугами школьного буфета, некоторые учащиеся на больших переменах умудряются посетить близлежащие предприятия продовольственной торговли. Хотелось  чтобы родители знали, что приобретает их ребенок для «перекуса». Как правило это хот-доги, булочки, пирожки, пирожные, чебуреки,  сосиски в тесте, чипсы, которые нельзя отнести к «здоровому питанию». А ведь в школьном буфете можно приобрести пищу, которая не только утолит голод, но и принесет пользу, а не  «пустые калории». Это салаты из свежих овощей, фрукты, сырки, йогурты, соки, зефир, мармелад, гематоген, витаминизированный чай и напиток из сиропа шиповника.

Очень важно, чтобы дети не только регулярно и вовремя питались, но и получали при этом  необходимые гигиенические навыки, обучаясь правилам поведения за столом. Навыки и привычки, привитые с детства, сопровождают человека в течение всей его жизни.

Помните, что  от того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности, а также взаимоотношения со школой и  родителями.

Материал подготовила Власенко Виктория врач-гигиенист Сморгонского зонального ЦГЭ